20 октября 2015, 00:00
44
7 минут

Тяжелое бремя на хрупких женских плечах

Аккуратная и улыбчивая девушка Юлия Шевченко в форме с шевроном МЧС на рукаве, которая, кстати, ей очень идет, на своем рабочем месте в Специализированной пожарно-спасательной части. Нет, нет, она не тушит пожары. Главное оружие девушки в борьбе с огнем – острый слух и хорошая дикция. Юля – диспетчер пункта связи части СПСЧ. В ее ведении передвижение пожарных и спецмашин в случае возгораний и ЧС во «вверенном» подрайоне. И нет права на ошибку…

Работа должна быть любимой

В СПСЧ Юля второй год. А начинала она с противопожарной службы Забайкальского края, после постигала азы профессии в пожарной части №4. Потом перешла в СПСЧ…

- Желание носить форму возникло давно. Почему выбрала МЧС? Хотела работать только в пожарной охране.  Работа должна быть любимой. Когда впервые пришла на свое рабочее место, конечно, боялась. Однако, паники не было никогда, - рассказывает моя собеседница.

Специализированная пожарно-спасательная  часть нравится девушке своей динамичностью.

- Здесь более насыщенный день. Суета сменяется затишьем. Интересно.  Сборы, выезды, полевые учения.

Когда речь зашла о полевых учениях, Юля поведала, на мой взгляд, не менее интересные моменты рабочих будней диспетчера.

- На полевых учениях мы становимся поварами. У нас есть полевая кухня. Если что-то случится, личный состав всегда будет накормлен. Наверное, нет такого бойца, который не пробовал наших блюд, - улыбается Юлия Шевченко.

Сомнений нет. Обаятельному диспетчеру СПСЧ все по плечу!

Главные качества для представителей этой профессии, по мнению Юлии, умение всегда сохранять спокойствие и никогда не поддаваться панике.

- На посту должна быть дисциплина. Многое в работе пожарных зависит от того как я передаю им информацию. Пожары, особенно с повышенным номером,  зачастую требуют каких-либо уточнений. Например, наличие опасных веществ на территории, где зарегистрирован пожар. Диспетчер вызывает полицию, бригады скорой помощи, службу газа, - рассказывает девушка.

Не менее значимое для диспетчера качество  - умение быстро систематизировать поступающую информацию. Для этого нужно знать «где и какая» техника работает, сколько человек на выезде. Иначе, все должно быть «разложено по полочкам».

- Когда объявлен повышенный номер, в одно место могут лететь десятки машин. Радиостанция забита. Моя задача «рассортировать» радиообмен. Я слежу за перемещением спецтранспорта, по возможности оказываю информационную помощь своим бойцам. Точность. Чтобы в любой момент могла ответить на вопросы оперативного дежурного или начальника части и информировать о нахождении людей и техники. «Такая-то машина там, такая там, и столько-то человек», - объясняет диспетчер СПСЧ.

Трудовые будни

- В 7:30 утра я в пожарной части. В 8:00 я заступаю на дежурство, далее идет прием и сдача документации, ознакомление  с оперативной обстановкой в подрайоне. После иду к начальнику части. Он проверяет рабочие журналы и дает необходимые распоряжения на дежурные сутки. Кроме того проверяю радиообмен с основной и специальной техникой, которая есть в подразделении, - говорит Юлия Шевченко.

Смену приняла: в  боевой готовности и слух, и дикция, и вниманиедиспетчера. При поступлении сообщения из Центральной диспетчерской о пожаре незамедлительно включается сигнал «тревога», громкоговорящая связь, посредством которой идет оповещение пожарных: какое отделение выезжает.

- Я выписываю путевки на выезд в двух экземплярах. Один экземпляр отдаю руководителю, второй остается у меня. Если горит социально-значимый объект: больница, школа, детский сад, то выдаю начальнику караула или отделения, следующему на борьбу с возгоранием, карточку тушения, в которой отмечен план здания, пути эвакуации.

Вот тут я задумалась. На выезд у пожарных есть всего одна минута. В эту же минуту должен уложиться и диспетчер: оповестить, выписать путевки и выдать нужную карточку. Оперативность – еще одно качество этого специалиста.

- На дачные кооперативы также составлены карточки, или план пожаротушения. Диспетчер должен знать  такие объекты своего подрайона. Все карточки находятся под строгим учетом, - делится секретами любимой профессии Юля, - Главное в моей работе правильно сориентировать пожарное подразделение в момент следования на вызов. А также связаться с заявителем и уточнить как можно больше информации.

И не путаетесь?

- Мне кажется отработано уже все. Само собой уже получается, - улыбается девушка.

Правда есть еще некоторые тонкости. Все сообщения по радиостанции передаются исключительно в соответствии с инструкцией ведения радиообмена, который записывается в специальный журнал. Ошибки и исправления в таком внутреннем документе совершенно не допустимы. Ничего лишнего «в эфире» быть не должно.

- Все данные нужно повторить и передать в центральный пункт пожарной связи. Со временем слух адаптируется к радиостанции и слух в любых условиях «ловит» нужную информацию.

В пожарной части вечер. День у пожарных прошел спокойно.

- Только на возгорание мусора выезжали, - говорит Юля.

Впереди ночь. Загадывать здесь не любят. В гараже в безмолвии стоят пожарные машины. Личный состав на отдыхе. Нашу беседу иногда прерывает телефонный звонок.

- Каждый вечер диспетчерам передают сводки по объектам с ночным пребыванием людей. В нашем подрайоне их 12. Краевая клиническая больница – самый большой пожароопасный объект. В специальном журнале мы записываем, сколько ходячих, сколько персонала, сколько таких, которые не могут передвигаться самостоятельно. Это на тот случай, если все же произойдет пожар, бойцы будут знать, сколько и как эвакуировать из объекта, - уточняет моя собеседница.

 Вот так – диспетчер в пожарной части, как часы с особо точным ходом. И  нет права на ошибку.

Блиц

- Юля, вы 24 часа вместе с пожарными на страже городского спокойствия. Волнуетесь, когда отделение выезжает?

- Всегда переживаю. Если по радиостанции не отвечают, пытаюсь дозвониться до кого-нибудь. Сложная у них работа. Зимой, как замерзшие льдинки,  возвращаются. Когда ЧС в часть приезжают очень уставшие. Заступаем в смену через сутки. Это период очень напряженный для нас. На пределе человеческих возможностей работают.

- Сложно не согласиться. На твой взляд – какие они, пожарные?

- Ребята осознанно приходят сюда, осознанно идут учиться. Это их призвание. Надо быть отважным, смелым, уверенным.

- А сама не хотела бы примерить боевку да в огонь?

- Хотела бы. Только кто меня возьмет. Не женская это профессия.

- Если бы в пожарную часть не пришла работать. В какой профессии хотела состояться?

Юля задумалась, а потом засмеялась и ответила:

- А я бы все равно сюда пришла.

… Это призвание. И не иначе!

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3022) 35-61-61
Единый «телефон доверия»