Одним из самых молодых направлений профессиональной деятельности МЧС России является применение беспилотных авиационных систем (БАС). Небольшие воздушные суда, управляемые с земли операторами (внешними пилотами), способны выполнять самую разнообразную работу – от поиска людей до прогнозирования развития паводков. Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю имеет в штате две группы по применению БАС, которые за два года доказали свою эффективность. О её работе одной из них рассказал начальник группы применения БАС Евгений Шабалин.
- Расскажите, как вы стали летать и что для этого потребовалось?
В МЧС России я работаю уже более 10 лет, в беспилотной авиации 2 года. Чтобы «начать летать» я прошёл профессиональную переподготовку на базе Академии Гражданской Защиты МЧС России по программе «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». На сегодняшний день в нашем подразделении два человека – это начальник группы и инженер.
- На какой технике вы работаете и какие у неё возможности?
На вооружении Главного управления в настоящий момент находятся 3 единицы беспилотных авиационных систем вертолетного типа. Это современная и качественная техника, позволяющая проводить широкий спектр работ. К примеру, радиус работы Phantom 4 pro+ составляет 2 километра, а время полёта, в среднем, 20-22 минуты. Такие технические возможности, вкупе с камерой с разрешением 4К, позволяют нам оказывать всестороннюю поддержку наземным силам и средствам.
- Как часто приходилось применять БАС в этом году и в каких ситуациях?
- Практически с самого начала 2021 года наша группа вплотную привлекалась ко всем значимым происшествиям на территории Забайкальского края. Ещё зимой мы несколько раз выезжали на места сходов вагонов в северных районах региона. Весна принесла нам природные пожары, и беспилотные воздушные суда применялись для авиационной разведки пожароопасной обстановки в Чите и Читинском районе, а также поиске поджигателей. Совместная работа с патрульными группами Государственного пожарного надзора принесла результат – несколько очагов возгораний вблизи населённых пунктов удалось найти и ликвидировать в зачаточном состоянии не без помощи беспилотных воздушных судов (БВС).
С начала лета группа БАС Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю активно работала на местах паводков. Мы выезжали в подтопленные районы в составе оперативных групп и оказывались одними из первых на самых сложных участках. Это позволяло руководству видеть полную картину складывающейся обстановки и принимать решения по переброске наземных сил и средств для ликвидации последствий паводка.
В чём состояла ваша работа?
Одно из главных направлений – подготовка специализированного фотоматериала для создания моделей местности - ортофотопланов. С помощью БВС мы делали построение моделей рельефа местности для прогнозирования возможных последствий подтопления. Также проводили анализ динамики хода аварийно-восстановительных работ и ликвидации последствий ЧС, анализ природных явлений. В общей сложности мы подготовили 17 ортофотопланов.
Современные технологии позволяют многое. К примеру, в пострадавшем селе Аксёново-Зиловское мы подключили квадрокоптер к мобильному узлу связи Главного управления. Поэтому во время доклада с места подтопления руководство могло видеть обстановку в «прямом эфире».
- Применяли ли БАС для нестандартных задач и при сложных для полёта ситуациях?
- Да, такие ситуации были. В декабре 2020 года к 30-летию МЧС России была проведена акция по установке флага Министерства на главной вершине национального парка «Алханай». Работать пришлось на пределе тактико-технических характеристик беспилотника. Однако Phantom доказал, что не зря стоит на вооружении Главного управления. Ветер и температура -14 градусов не помешали снять установление флага и показать всю красоту туристической и духовной жемчужины Забайкальского края.
- Применяется ли БАС в поиске людей и розыске нарушителей закона?
- К сожалению, граждане пропадают в Забайкалье ежегодно, вне зависимости от сезона. Поэтому мы участвуем в поисково-спасательных работах. Специально для этого были закуплены специальные FPV-очки для полетов от первого лица. Это оборудование позволяет внешнему пилоту быть максимально сосредоточенным при выполнении поставленной задачи без отвлечения на внешние раздражители.
Очки являются изюминкой нашей группы при тематических выставках Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю. Вокруг всегда собирается много детей. Ребятам интересна наша техника, а с помощью очков они могут посмотреть наши полёты в записи и ощутить себя пилотами воздушного судна.
- На данный момент, группа применения БАС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю на каком уровне среди коллег по ДФО?
- В первом полугодии Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю по нашему направлению деятельности заняло третье место по Дальневосточному федеральному округу. Оценка проводилась по нескольким критериям, из которых особенно важным является применение беспилотных авиационных систем при чрезвычайных ситуациях. В него входит воздушная разведка очагов пожаров и зон подтопления, контроль паводковой и ледовой обстановки, применение при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Какие новшества ожидаются в ближайшее время в вашем подразделении?
- В ближайшем будущем наш технопарк увеличится. Запланирована поставка многофункциональной беспилотной авиационной системы на базе автомобиля высокой проходимости "Камаз". На его вооружении будут находиться аппараты самолётного типа, что позволит применять БАС в любое время года и при любой погоде. А самое главное – удалённость от внешнего пилота может составлять до 200 километров. Данная система ещё больше повысит мобильность группы. Мы сможем вести разведку и делать ортофотосъемку в недоступных для людей и наземной техники местах. Большая дальность полётов позволит быстрее реагировать на происшествия не тратя время на прибытие до места ЧС.
Эти технологии принесут Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю большую практическую пользу, позволят ещё более оперативно оказывать помощь жителям нашего региона.